Жид Андре (Gide) (1869-1951), французский писатель. Сборники символистских стихов (1887-91). В романах «Яства земные» (1897), «Имморалист» (1902), «Тесные врата» (1909), «Подземелья Ватикана» (1914), «Фальшивомонетчики» (1925) - бунт против традиционной семейной морали, проповедь эстетизма, подчас вседозволенности и ницшеанства. Исследование «Достоевский» (1923). Резкое неприятие советской действительности в книге «Возвращение из СССР» (1936). Дневники (1940-е гг.). Нобелевская премия (1947).
* * *
ЖИД Андре - ЖИД (Gide) Андре (1869-1951), французский писатель. Сборники символистских (см. СИМВОЛИЗМ) стихов (1887-1891). Романы «Яства земные» (1897), «Имморалист» (1902), «Тесные врата» (1909), «Подземелья Ватикана» (1914), «Фальшивомонетчики» (1925) сочетают бунт против традиционной семейной, а также ригористической морали с проповедью эстетизма, подчас вседозволенности и ницшеанства. (см. НИЦШЕ Фридрих) Книга «Достоевский» (1923). Резкое неприятие советской действительности в книге «Возвращение из СССР» (1936). Дневники (1940-е гг.). Нобелевская премия (1947).
ЖИД Андре (Gide, Andre)
АНДРЕ ЖИД. Портрет работы Ж.Э.Бланша
(1869-1951), французский прозаик и драматург, автор знаменитых Дневников (Journals, v. 1-4, 1947-1951) и литературный критик, известный ниспровержением литературных традиций и установлений. Родился 22 ноября 1869 в Париже, умер там же 19 февраля 1951. Его интерес к сфере нетрадиционного объясняли душевной смутой, развившейся из потребности оправдать свой гомосексуализм. Пуританское воспитание, которое он получил от матери-протестантки, усилило его ощущение своей непохожести на других. Первая книга двадцатидвухлетнего писателя, Тетради Андре Вальтера (Les Cahiers d'Andr Walter, 1891), восславила страстное томление по горним сферам и выразила его метания между идеалом и плотью, равно как между Новым Заветом и наукой. В том же году Жид выпустил Трактат о Нарциссе (Trait de Narcisse), который знаменовал его приобщение к символизму под влиянием П.Валери и Ст.Малларме. Спустя два года, в книге Путешествие Уриана (Le Voyage d'Urien, 1893), Жид сделал попытку перейти от бесплодных грез к реальности. Подозрение на туберкулез вынудило его дважды побывать в Северной Африке. В Яствах земных (Les Nourritures terrestres, 1897) восславляется земная жизнь с ее радостями. В Плохо скованном Прометее (Le Promthe mal enchan, 1899) совершается переход от пассивного наслаждения к "бесцельному действию", что на практике означает прорыв в непредсказуемое. Роман Имморалист (L'Immoraliste, 1902) предупреждает о безумных последствиях "бесцельных действий". Если некоторым оправданием жестокости здесь служит тема Прометея, то в пьесе Саул (Saul, 1902) пренебрежение моральными нормами безоговорочно осуждается. В повести Возвращение блудного сына (Le Retour de l'enfant prodigue, 1907) Жид выразил потребность молодых людей вырваться из-под опеки семьи. Вместе с тем отказ от любви может произойти от чрезмерной приверженности религии, равно как и от желания свободы. В Тесных вратах (La Porte troite, 1909), тематически близких Имморалисту, Жид описывает историю женщины, сугубо пуританское воспитание которой (как в случае с юной женой самого Жида) враждебно счастью в той же мере, что и потакание инстинктивным движениям души. В Вирсавии (Bethsab, 1912) вновь разрабатывается тема безудержной страсти как источника зла, тогда как нравственный урок лучшей пьесы Жида Эдип (Oedipe, 1931) состоит в том, что, избавившись от норм религии и обычая, люди должны духовно развиться настолько, чтобы уметь отвечать за свои поступки. В Воспоминаниях о суде присяжных (Souvenirs de la cour d'assises, 1914) высказывается убежденность в том, что обществу необходима защита от антиобщественных деяний. В книге Подземелья Ватикана (Les Caves du Vatican, 1914) проводится мысль о том, что чувство вседозволенности следует направлять в русло сотрудничества и созидания, а не преступления. В романе Фальшивомонетчики (Les Faux-monnayeurs, 1926), вершине творчества Жида, осмыслению жизненных проблем сопутствуют рассуждения о природе романного жанра. Используя форму писательского рабочего дневника, побуждая читателя к сотворчеству, Жид предлагает решать заявленные проблемы открытым обсуждением, как это происходит в науке, не полагаясь на обычаи и уложения с их на все готовыми ответами. Неспособность людей ясно и искренне сознавать свои проблемы, их слепота в отношении собственного блага в глазах автора настолько противоестественны, что оправдывают появление в книге дьявола. При этом писатель был глубоко убежден в зыбкости добра и зла, и демон иррационального в Фальшивомонетчиках предстает ангелом. В полном согласии с идеями Достоевского Жид считает, что побуждению следует доверяться как в дурном, так и в хорошем. Герой романа Бернар олицетворяет собой надежду на то, что своеволие способно перерасти в чувство ответственности и уважения к другим. В Новых яствах (Les Nouvelles Nourritures, 1935) объявляется поворот к счастью других, отказ от самодовольного счастья Яств земных 1897 года. Общественное мировоззрение Жида достигает своей зрелости в книге Возвращение из СССР (Retour de l'U.R.S.S., 1936). Шквал последовавших критических откликов вызвал Дополнения к моему Возвращению из СССР (Retouches a mon Retour de l'U.R.S.S., 1937), где Жид занял антисоветскую позицию. В Тесее (Thse, 1946) разрыв с прошлым вновь сулит прогресс - при том условии, что дух дерзания исполнен сознания принадлежности к обществу. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1947, Жид использовал в своем творчестве все достижения предшествующей французской словесности. Как литературный критик он был одним из основателей и душой влиятельного журнала "Нувель Ревю Франсез" ("Nouvelle Revue Franaise", начал издаваться в 1909). Практически все его сочинения носят автобиографический характер. В Эссе о Монтене (Essai sur Montaigne, 1929) Жид разделяет мысль Монтеня о том, что подлинным знанием он обладает лишь о самом себе и что самопознание может представлять всеобщий интерес, ибо каждому суждено усвоить общечеловеческий удел.
ЛИТЕРАТУРА
Кирнозе З.И. Последний среди классиков, первый среди модернистов. - В кн.: Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977 Жид А. Подземелья Ватикана; Фальшивомонетчики; Возвращение из СССР. М., 1990 Жид А. Избранные произведения. М., 1993
Жид (Gide) Андре Поль Гийом (1869 - 1951)
Французский писатель. Родился 22 ноября 1869 в Париже. Отец - юрист. В годы Второй мировой войны эмигрировал в Тунис. 1947 - лауреат Нобелевской премии ("Дневники", 1940-е годы). Умер 19 февраля 1951 в Париже. Среди произведений - романы, публицистика, стихи: сборник стихов (1887 - 1891), "Яства земные" (1897), "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Подземелья Ватикана" (1914), "Достоевский" (1923), "Фальшивомонетчики" (1925), "Путешествие в Конго" (1927), "Возвращение с озера Чад" (1928), "Возвращение из СССР" (1936; резкое неприятие советской действительности).
Афоризмы, цитаты
Вообразите фальшивую золотую монету в десять франков. Ее истинная цена каких-нибудь два су. Она будет стоить десять франков, пока не узнают, что она фальшивая.